Футбол — это не только захватывающее зрелище, но и огромный бизнес. Деньги с продажи билетов и так называемые фанатские выезды, организуемые клубами, играют при этом не меньшую роль, чем торговля футбольной атрибутикой. Рекламные контракты, телевизионные трансляции и трансферы, также приносят клубам весомую прибыль.
Трансферы футбольных игроков
Почему одни команды побеждают чаще других? Потому, что у них более талантливые игроки. А это значит, что клуб либо много вкладывает в развитие подрастающего поколения, в свою школу или академию, либо покупает футболистов из других команд, т. е. совершает трансфер. Трансферы — это большой бизнес. Они проводятся каждый сезон в строго отведенное время, так называемое «трансферное окно». В зависимости от условий контракта игрока новый клуб выплачивает его прежнему клубу достаточно крупную сумму.
Однако трансферные расходы в большинстве случаев быстро окупаются, причем не только на футбольном noлe: фанатская атрибутика, например, футболки с именем звезды или рекламная кампания с участием нового игрока, может в короткие сроки принести клубу значительную прибыль. Трансфер Криштиану Роналду из «Манчестер Юнайтед» в «Реал» в 2009 г. обошелся мадридцам примерно в 94 млн евро и на тот момент стал самым дорогим в истории.
Клубы миллиардеров
Одни богатые бизнесмены исполняют свою давнюю мечту, другие хотят совместить свою любовь к футболу с возможностью стать еще богаче: так или иначе, миллиардеры покупают футбольные клубы и приобретают для них лучших игроков. Они хотят как можно быстрее добиться успеха для своей команды. Ведь чем престижнее соревнование, тем выше призовые выплаты.
Особо выгодно участие клуба в Лиге чемпионов. Для клуба, находящегося на грани банкротства, настоящим спасением может стать спонсор-миллиардер. Однако он может оказывать на команду серьезное давление, если не будет видеть желаемых результатов.
Футбольный клуб как спонсор
Футбольный клуб «Барселона» изменил представление о спонсорстве: клуб не зарабатывает на рекламе, а бесплатно предоставляет «рекламную площадь» на футболках для чего-нибудь хорошего. Вплоть до 2011 г. форму «Барселоны» украшал логотип Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Теперь же надпись располагается на спине, под номером игрока.
Таким образом «Барселона» отказалась от миллионных прибылей, которые она могла бы получать ежегодно благодаря рекламе. Кроме того, футбольный клуб поддерживает ЮНИСЕФ, жертвуя деньги на благотворительность.
Реклама и телевизионные права
Спонсорство — один из основных источников дохода для футбольных клубов: компании платят клубу деньги и получают право расположить свою рекламу, например, на футболках игроков. Кроме того, многие крупные стадионы названы в честь спонсоров клуба.
Названия компаний также можно увидеть на рекламных табло по периметру футбольного поля и на специальных ширмах, на фоне которых футболисты дают интервью после матча. Кроме того, телеканалы платят клубам внушительные суммы за право трансляции матчей.