Одни из первых вопросов, о которых думает будущий велосипедист – « А как же уход за велосипедом и ремонт?». С каждым годом в мире появляется всё больше велосипедистов. Причина тому – отсутствие затрат на топливо. Велосипед позволяет быстро перемещаться практически в любых условиях и поддерживать физическую форму у велосипедиста.
При езде на велосипеде сжигается калорий больше, чем при беге. Он уступает лишь спортивной ходьбе. Вы приобрели велосипед. Одни из первых вопросов, о которых думает будущий велосипедист – «но что делать с ним дальше? Сел и поехал? А как же уход и ремонт велосипеда?»
Главное – помнить: без должного ухода ваш «железный конь» прослужит не долго. Для начала стоит узнать — как выявить проблему до того, как она даст о себе знать сама.
Набор велосипедиста для полного ухода и правильной чистки велосипеда
- Обычная хлопчатобумажная тряпка.
- Мочалка (сойдёт даже небольшая).
- Щётка с твердой щетиной (подойдет зубная щётка).
- Средство для мытья посуды.
- Шприц (любой, без иголки).
Степени ухода за велосипедом
Есть три необходимых степени ухода, которые велосипедист должен проводить по истечении указанного времени:
- Осмотр велосипеда после\перед каждой поездкой.
- Осмотр и уход за велосипедом после 4-5 поездок.
- Осмотр и уход за велосипедом каждый месяц.
Первая степень
Необходимо заставить себя перед, или же после езды на велосипеде производить быструю проверку (осмотр) самых основных составляющ
Проверка колес
В первую очередь – обратите внимание на ваши колёса – это одна из тех частей велосипеда, без должной работы, которой вы не сможете проехать ни метра. Колесо включает в себя – шину, камеру, обода, спицы.
При обнаружении трещин на шине велосипеда, а точнее — на рисунках протектора – стоит немедленно заменить шину! Во время езды на велосипеде трещина на шине может разойтись, образовав тем самым раскол, что может привести к лопнувшей камере, и, в лучшем случае, паре царапин.
Проверка камеры
При проверке камеры нет необходимости снимать колесо, снимать шину и доставать камеру. Достаточно лишь «прощупать» камеру на предмет достаточного давления (вы должны ощущать плотную, «дубовую» камеру).
Если же камеру спускает за короткий промежуток времени (от пяти минут, до получаса) – нужна немедленная замена камеры. Это может грозить «отказом» велосипеда везти вас.
Есть альтернативный метод решения этой проблемы без замены камеры. Вам стоит лишь приобрести специальный «ремонтный набор» состоящий из заплаток, клея и специальной наждачной бумаги. «Наждачкой» необходимо очистить место вокруг прокола, сделать его более «шершавым». Обвести заплатку (клеящей стороной) клеем и приложить к месту прокола. Желательно немного прижать. Через 15 минут вы уже можете накачивать колесо и отправляться в путь.
Проверка тормозов
Далее стоит проверить эффективность тормозов – поднимая поочередно колёса и нажимая на соответствующие ручки тормоза. Необходимо нажимать на ручки «до упора» — колесо должно мгновенно останавливаться. Если такого не произошло – стоит подкрутить тормоза (способ подкрутки зависит от самих тормозов, какого они типа – дисковые гидравлические, дисковые механические, механические ободные или гидравлические ободные). Обычно достаточно подкрутить неподвижную колодку на дисковых тормозах, либо отрегулировать натяжение тросика на ободных.
Проверка переключателей передач
Также стоит проверить работу переключателей передач. Необходимо зафиксировать и удерживать в воздухе заднее колесо велосипеда и поочередно переключать передачи и скорости. Если передние передачи не переключаются – попробуйте открутить\закрутить специальные регуляторы, которые находятся прямо возле ручек. Отличите тросик, ведущий к передним передачам и по нему следуйте до ручки – в месте, где тросик подключается к переключателю и находится тот самый регулятор. Вы можете смело его вращать, а если что-то пойдёт не так – вы всегда сможете вернуть регулятор в предыдущее положение.
Единственный совет: если вы не разбираетесь в принципе работы цепной системы велосипеда и системы переключения передач — лучше доверьте работу мастеру в специальном центре.
Проверка руля и сидушки
Также необходимо проверить, ровно ли стоит руль и «сидушка», а также — насколько качественно они закреплены.
Особое внимание стоит уделить эксцентрику (замку). Это небольшая деталь, которая удерживает колесо на своей оси и закрепляет эту ось. Эксцентрик выглядит как небольшой рычажок слева или справа от колеса. Чем туже он затянут – тем лучше. Но не переборщите! Слишком туго затянув колесо — вы рискуете сжать вилку с амортизирующим механизмом (если он имеется), тем самым нарушив распределение веса и нагрузок, впоследствии повредив её.
Отдельное внимание стоит уделить мойке велосипеда после особых случаев, об этом Вы узнаете чуть позже.
Вторая степень
Пришло время для второй степени осмотра и ухода за велосипедом – после четырёх или пяти поездок.
Для активного человека 4-5 поездок вполне помещается в одну-две недели. За всё это время велосипед успевает немного потрепаться – начинают расшатываться болты и гайки, загрязняется смазка, происходит медленное, но уверенное стирание шин и колодок на тормозах.
Проверка ободов и спиц
С самого начала, как и при первостепенной проверке – стоит уделить внимание колесам. А точнее – ободам и спицам. Если на ободе обнаружены глубокие царапины или трещины – необходимо как можно скорее поменять колесо! Расколовшийся обод во время движения – очень опасен, может возникнуть ситуация с тяжелыми травмами.
У спиц действует самый простой способ проверки – необходимо поднять проверяемое колесо и прокрутить его. Зафиксируйте свой взгляд на любой точке колеса и наблюдайте за «вибрациями» спиц. Если таковые выявлены – также следует менять колесо. Выравнивание спиц – почти бессмысленная затея. Мало того, что Вы можете ещё больше её повредить, используя тяжёлые инструменты, вы также не получите от этого совсем ничего – спица останется деформированной в любом случае, пытались вы её выпрямить, или нет. Здесь необходим специальный станок – такой встречается дома не у каждого велосипедиста.
Проверка шатунов
Проверьте шатуны (металлические детали, соединяющие педали с осью вращения передней кассеты), при необходимости их сразу же надо закрутить. Если этого не сделать – у вас может оторваться педаль, вместе с шатуном, в момент нагрузки на неё (подъёма в гору и прочих).
Стоит проверить и закрутить разболтавшиеся винты и гайки, аккуратно их прочистив.
Смазка велосипедной цепи
Не забывайте смазать цепь, предварительно удалив предыдущую смазку – смыв водой с мыльным раствором. Это действие лучше всего совмещать с промывкой велосипеда.
Мойка велосипеда
Мыть велосипед необходимо после каждой «влажной» поездки – во время осадков, по мокрому асфальту и земле – везде, где присутствует хоть немного влаги. При «сухой» поездке – достаточно мыть велосипед раз в неделю.
Идеальными будут – мытье велосипеда под напором воды. Тут на помощь придёт шланг, имеющий сужающий наконечник или даже головка для душа (сила воздействия меньше, но больше площадь). В первую очередь необходимо смыть всю грязь, находящуюся снаружи – на раме или под ней, между колёсами и втулками. Можно использовать губку для смывания грязи и щетку для работы между втулками.
Чистка велосипеда
Далее следует, при помощи щетки очистить обе (переднюю и заднюю) кассеты, а также цепь. Эти действия лучше всего производить при помощи моющего средства – оно смоет всевозможные масла и смазки, обезжирить и очистить от грязи поверхность.
Будьте аккуратны! Не допускайте попадания воды внутрь рамы! Наличие влаги внутри рамы приведёт к коррозии (образуются щели и трещины), что неминуемо приведет к аварийной ситуации во время движения.
Мокрой тряпкой аккуратно прочистите все труднодоступные места.
Сушка и смазка
После мойки оставьте велосипед сушиться (можно прямо на месте мойки) на 2-3 часа и после смажьте все цепи и звездочки. Тут вам и пригодится шприц (не забудьте снять с него иголку).
Самый простой и чаще всего используемый способ смазки – зафиксировав заднее колесо в воздухе, крутя педали, наносите смазку на цепь. Все эти действия производятся с последующими переключениями передач. Таким образом — смазка равномерно попадает на все звёздочки и распределяется по цепи. Лишнюю смазку можно вытереть тряпкой.
Уход за велосипедом — третья степень
Обслуживание колес
Третья и годовая степень проверки, как обычно начинается с колёс, где необходимо их снять, разобрать и осмотреть как снаружи, так и изнутри. После установки колёс обратно необходимо смазать втулки.
Обслуживание цепи
После необходимо снять цепь, прочистить ее и измерить длину. Вся цепь обычно составляет 100 звеньев. Измерьте длину при помощи линейки, рулетки или сантиметра. 100 звеньев цепи должны равняться длине в 129.5 сантиметров. Если же цепь длиннее – её необходимо заменить. Цепь растягивается со временем и чем больше растянута цепь, тем меньше её КПД (коэффициент полезного действия).
Смазка рулевого механизма
Предпочтительным будет разобрать рулевую колонку – открутить болты, удерживающие руль, снять его и вытащить рулевой механизм, впоследствии смазав его.
Если после смазки цепи был установлен странный скрипящий и скрежещущий звук – необходимо снять шатуны и прочистить систему подшипников. После прочистки их также необходимо смазать.
Обслуживание тросика
Если возникает проблема при прохождении тросика в «рубашке» — специальном изолирующем материале – необходимо (по возможности) отсоединить тросик, и, смазав его, установить обратно.
Процесс снятия тросика должен выглядеть следующим образом:
- Полностью отсоединяется необходимый тросик;
- Отрезается одна из его головок (не повредите рубашку), чтобы трос мог спокойно выходить;
- Тросик достаётся.
При установке тросика обратно, не забудьте установить специальный связующий элемент (заглушку), применяемый для закрепления тросика в сцепку с последующими объектами для переключения передач, либо торможения.
Амортизаторы
Также стоит отдельное внимание уделить амортизаторам – это подвижный механизм, амортизирующий (снижающий) нагрузку на переднюю ось и придающий велосипеду плавный ход. Разбирать амортизаторы самостоятельно – не желательно. Там большое количество механизмов, разобраться в которых не под силу людям, взявшимся в первый раз за это дело.
Уход за велосипедом — заключение
В итоге стоит отметить – дневные или недельные осмотры велосипеда и аксессуаров и техническое обслуживание можно совершать самостоятельно. Но хотя-бы раз в год стоит отправляться с велосипедом в специальные мастерские для полной диагностики, и, если необходимо – ремонта.